Может ли пандус для людей с ограниченными возможностями изменить ситуацию в большом городе? Ответ многим может показаться очевидным, но я призываю вас продолжить чтение, чтобы узнать о сложностях и нюансах, связанных с проблемой мобильности в большом латиноамериканском мегаполисе. Это правдивая история. Я присутствовал на запуске проекта «Внедрение инклюзивного дизайна и универсальной мобильности в Лиме», финансируемого Программой развития японской политики и человеческих ресурсов (PHRD), и был удивлен, увидев людей в инвалидных колясках, которых просили отойти от стола, где кофе, выпечка и фрукты подавались во время перерыва.
В то же время активно принимались слепые, глухие и люди с когнитивными нарушениями, в том числе с другими ограниченными возможностями.
Собираясь вмешаться, я заметил, что официанты проводили людей в инвалидных колясках в специальную зону, где им давали небольшой поднос с кофе, выпечкой и фруктами, чтобы поставить им на колени. Подойдя к этой группе, я спросил, как они находят мероприятие. Они объяснили, что довольны тем, насколько тщательно он был организован, демонстрируя чувствительность к каждому типу инвалидности.
Я узнал, что люди в инвалидных колясках находятся в невыгодном положении, когда подходят к столу, поскольку люди на двух ногах более способны маневрировать и поэтому их обслуживают в первую очередь. К тому времени, когда туда добираются люди в инвалидных колясках, часто почти ничего не остается. Не здесь, ясно.
Это мероприятие также ознаменовало собой первую консультацию, которую финансируемый PHRD проект стоимостью 2,5 миллиона долларов провел с сообществом инвалидов Лимы.
С сообществом инвалидов будут проводиться консультации на каждом этапе реализации проекта. И эти консультации будут иметь решающее значение для того, чтобы помочь проекту достичь своей цели: улучшить способность Лимы управлять мобильными потребностями людей с ограниченными возможностями. Он также стремится учитывать потребности людей с ограниченными возможностями при планировании и установке тротуарах и объектов общественного транспорта. Проект включает выявление текущих ограничений, с которыми сталкиваются инвалиды в Лиме, и разработку механизмов и инструментов для поддержки инклюзивной мобильности.
Цель состоит в том, чтобы провести небольшие строительные работы по модернизации первоначального набора улиц, чтобы сделать их доступными для всех: установка пандусов для инвалидных колясок (и детских колясок), подо тактильных поверхностей, которые позволяют слабовидящим людям чувствовать, где заканчивается тротуар, и пешеходный переход, который пищит, когда безопасно переходить среди других.
Уроки, извлеченные из пилотного проекта и проекта, позволят Лиме быстрее продвигаться к достижению цели модернизации всего города, чтобы сделать его максимально приближенным к универсальному дизайну.
Как страна, подписавшая Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, Перу взяло на себя обязательство постепенно модернизировать общественные места, чтобы сделать их более доступными для людей с ограниченными возможностями.
На мероприятии я рассказал о масштабах проекта, о важности консультаций для его реализации и о пилотном проекте, который необходимо провести. В заключение я ответил на вопрос, который неоднократно задавался во время консультации: кто должен финансировать эту широкую, постепенную и обязательную модернизацию общественных пространств?
Переоборудование всего города размером с Лиму с 9 миллионами жителей может стоить сотни миллионов долларов. Участники консультации были обеспокоены тем, что как те, кто в первую очередь выиграет от работы, они должны будут оплачивать счета. Мой ответ был категоричным: эту модернизацию должно финансировать общество в целом, а не только главный бенефициар.
Почему? Одна из причин заключается в том, что в настоящее время люди, не имеющие инвалидности, обычно зарабатывают больше. Так что они могут позволить себе платить больше. Но основные причины кроются в современном определении инвалидности и в одном простом факте. Текущее определение гласит, что инвалидность — это когда кто-то пытается взаимодействовать с объектом или инфраструктурой, но не может выполнить поставленную задачу.
Если бы я снял очки, сразу бы стал инвалидом. Без них я мало что могу. Дело в том, что все мы подвержены значительному риску стать инвалидами. Старение — это один фактор, другой — случайность. Случаются аварии, люди получают травмы. Таким образом, оплата модернизации подобна покупке страховки, чтобы помочь нам всем столкнуться с реальностью жизни: мы все, скорее всего, достигнем точки, где этот пандус и эта подо тактильная поверхность будут весьма полезны.